Россия

Русский Север

Поездка к Беломорью на машине

Я родилась на Крайнем Севере, и очевидно, поэтому северная природа наиболее близка мне и трогает душу, несмотря на свою суровость и отсутствие ярких красок. Но до моего севера очень долго и трудно добираться, поэтому давно лелеяла мечту прокатиться по Карелии и Беломорью. По местам, которые еще называют Русский Север. Иногда осуществлению мечты помогают трудные времена, когда ты говоришь самой себе, что ты честно заслужила несколько дней праздника души и кайфа по полной программе. И я устроила себе такой праздник, и его ничуть не осложняет то, что мы едем на моей машине, каждый день мы проезжая по 700-800 км.

Впечатления разные – от гордости за Родину с ее необъятными просторами и восторга от невероятной красоты природы до огорчения и разочарования от того, как люди относятся к своей жизни и от того, что нет настоящих хозяев у этой земли (ну или почти нет, ведь мы встречаем и исключения). Впечатлений так много, что пока даже и описать толком трудно. Но одно из удивительных осознаний – это то, что здесь сложно снимать. Красота этих мест невероятно целостная, и как только ты пытаешься выхватить какую-либо часть, то очарование, видимое глазу, на фотографии как-то блекнет и теряется. Я пока только пытаюсь ухватить и понять душой эти просторы, поэтому сегодня только несколько из моих впечатлений. Описания и эмоции будут позже.

День 1. Москва — Вологда-Вытегра (816 км)

Дорога от Москвы до Ярославля стала почти родной, столько раз я по ней проезжала. Но на этот раз мы не стали поворачивать на Кострому, а поехали на север, по дороге на Вытегру. Первая остановка была в Вологде, уж очень хотелось посмотреть на город, который вдохновил на песню «в Вологде, там, где резной палисад». Увы, город весьма разочаровал – неухоженный и неуютный. Такое чувство, что нет в нем хозяина, да и вся область производит впечатление «недолюбленной». Природа восхитительная, к тому же нужно отдать должное основным трассам – чистый восторг, они настолько ухоженные и ровные, что долгая дорога совсем не утомляет. Огромное количество заправок позволяет ехать спокойно и не переживать за то, хватит ли бензина.

Мои однозначные фавориты – Газпромнефть и потом Роснефть. Я изменила ВР, которым была верна 20 лет, и которые перестали впечатлять и отличаться от других. Радует то, что наши компании развиваются. Это была рекламная пауза, как вы уже поняли. Возвращаюсь к самой поездке. В Карелии для меня самая красота – это озера с их волшебными отражениями, когда ты даже не понимаешь, где само озеро, и где небо. Идеально ровная поверхность воды, безупречные линии горизонта, изящные вкрапления островков и камней – я могу снимать эти виды часами. Они приводят в состояние медитации, успокаивают и наполняют спокойствием и тихой радостью.

Вытегра оставила непонятное впечатление, просто поселок, неясный и безликий. Удивил только отель, который переделали из старого маяка. Он стоит в интересном месте – выходит на канал со старыми пароходами и баржами, вид очень необычный. Дизайнеру отеля однозначно респект – так отлично оформить номера и террасу отеля, что ощущение «лучших домов Лондона» не покидает в течение всего пребывания. Но все остальное не дотянуло до уровня – сервис хромает, еда в ресторане посредственная – в озерных краях кормить размороженной рыбой просто моветон. А про салат Цезарь я просто молчу – он прописался в каждой забегаловке страны.

День 2. Вытегра – Медвежьегорск – Беломорск (517 км)

Дорога от Вытегры была восхитительной, чистые обочины без привычного мусора. Нас распирала гордость за Родину – ее красоты и просторы. Но в селе с чудесным названием Гакукса наше счастье завершилось, и дальше до самого Медвежьегорска мы ехали по колдобинам дороги, которую ремонтировали. Утешало только одно, что это доброе дело, и вскоре тут тоже будет дорога как пасхальное яйцо. Моя машина сопела и пыхтела, всем видом показывая, что не для этих мытарств ее делали, но деваться было некуда, и мы с ней намучились, пока снова не появилась ровная трасса. Тут мы обе повеселели и мигом домчались до города, который давно манил воображение – это Беломорск. Нам чудился красивый северный город с набережной (лучше гранитной), прибрежными скалами (лучше высокими), волнами, которые бьются об эти высокие скалы (желательно могучие).

И, конечно же, само Белое море – серое суровое в темных низких тучах. Так нам казалось. Гордость за державу в Беломорске стремительно закончилась. Я думала, что после того, как я проехала по многим бедным странам, меня сложно удивить убогостью и разрухой, но Беломорску это явно удалось. Впечатление такое, что город был законсервирован еще во времена строительства Беломоро-Балтийского канала, и с тех пор о нем забыли. Огромное количество разрушенных и сгоревших домов, покосившихся и вросших в землю, обшарпанные стены и разбитые дороги. Разве что магазины сети Магнит и офис Сбербанка выделяются чистотой и новизной. И на этом фоне – развешанные слоганы, лозунги и плакаты «70 лет Великой победы». Глядя на это, хочется плакать и стукнуть легонько, то ли граждан города, то ли мэра с его командой. Если бы банально все деньги, которые пошли на эти плакаты, краску, печать, эскизы и затраченное время, пустить на ремонт города то, как минимум на два дома город стал бы чище. А еще можно объявить субботники и выдраить свой город так, как упоенно и старательно драят свой корабль моряки. Хотя бы разобрать развалины. Или подумать, как можно шаг за шагом изменить и привести в порядок город, в котором ты живешь.

Но это получится только в том случае, если самим жителям есть до этого дело. Не ВВП, ни премьер-министру, ни Думе, ни Абрамовичу, ни папе Римскому. А именно самим жителям. А гордость и осознание величия родины было бы хорошо переместить с нефти и просторов на внутренние качества гражданина и его действия. И это относится не только к этому городу и не только к самим зданиям. В основе лежит установка человека к своей жизни. Очень давно мой отец подарил мне мысль, что можно жить где угодно, но самое важное, не жить с «колымскими шкафчиками». Это было такое понятие на Севере. Люди, приезжая на заработки, не хотели тратить деньги на мебель и делали ее из ящиков. Но Север затягивал, и подчас многие проводили в этих местах всю свою жизнь. Так и жили с «колымскими шкафчиками». Временное проживание длиною в целую жизнь. И поэтому с тех пор, где бы я ни жила и сколько бы времени в этом месте не проводила, я живу по максимуму комфорта, чистоты и уюта. И мне не трудно это делать, потому что это моя жизнь и только от меня зависит, какой она будет. И еще. Я никогда в жизни не ехала в свой так называемый «отель» через такие трущобы. А сам деревянный дом отеля – как один большой колымский шкафчик, двери перекошены и не закрываются, клеенки на столах, все сделано без души и любви к тем людям, которые приедут. Для справедливости скажу только, что девушка Настя, которая дежурила на хозяйстве, была в принципе мила и приветлива. Фотографии дороги к отелю прилагаются, ибо она меня потрясла. Мне кажется, что остальные фото города будут излишни.

День 3. Беломорск-Кивач (533 км)

У меня на этот раз рассказ о путешествии получится разорванным – не по порядку. Сначала буду писать просто впечатления, а потом осознания и мысли об увиденном. Вечером мы долго обсуждали, куда поехать дальше. Меня манило место с волшебным названием Малиновая Варрака и дальше Мурманск. Но поскольку Беломорск нереально разочаровал, то решили не рисковать и поехать по милым карельским озерам. Хозяин отеля в Беломорске, узнав, каким путем мы приехали к ним, сказал, что мы крутые, и так почти никто не ездит. Я раздулась от важности (ведь веду я) и мы решили поддержать авторитет и поехали не по хорошей дороге, а по диким местам и дальним дорогам. Но сначала все же нашли, наконец-то, виды Белого моря, не закрытые никакими зданиями, развалинами и паровозами. И еще по дороге нашли место с названием «Бесовы следки», там, говорят, есть древние петроглифы, но мы их не увидели.

Я, конечно, тихо погибала от качества дороги, понятно, что рытвины, бугры, ямы не доставили мне радости, но красота нехоженых мест искупила все страдания. Я зависала с фотоаппаратом над каждой лужей и кувшинкой, отбиваясь одновременно от туч оводов и комаров. Мы лазили по скалам вулкана Гирвас, добираясь до стремнины водопада, сползали по крутым склонам, стремясь дойти до самой воды озер. Слава нашел огромный подосиновик, и мы были в мечтах о вечерней рыбе с грибами. День удался на славу, и я делюсь красотой с вами. Сорри, фотографий будет много, но я и так с трудом отказалась от многих других. А у меня впереди еще вечерняя съемка заката.

День 4. Заповедник Кивач – Сортавала (400 км)

Сначала россыпь впечатлений, а потом рассказ о полном восторге — о самом красивом месте за все путешествие. Водопад Кивач – это место для доверчивых «туриков». Все организовано, хорошо сделано, но если честно, то смотреть нечего. Может, я избалована видами Ниагары и Игуассу, но особого впечатления это место не произвело. Зато потрясла Кондопога – самое депрессивное ощущение от места. Сначала удивило количество патрульных машин, которые ездили по городу, медленно и методично. Потом, кажется, стала ясна причина – количество нетрезвых людей в 10 утра было значительно. Пока мы сидели и ждали Славу у магазина Рыболов, на нашу машину в буквальном смысле натолкнулся помятый и серьезно нетрезвый гражданин. Он поднял глаза, явно изумился, присел и развел руками, словно, не веря своему счастью. Потом, сказав нечто вроде «Опа! Красивые девчонки!», расплылся в широкой улыбке и нетвердой походкой направился к нашей машине. Я не оценила сей жест и позорно ретировалась. Я не знаю, случайно ли это или нет, может, так совпало, но такого количества пьяных людей в утреннее утро мы больше нигде не видели.

Теперь самая красота – Петрозаводск. Прекрасный, добрый, уютный город. Понравился невероятно – стильными новыми зданиями, чистотой на улицах, хорошими кофейнями и выбором ресторанов, ухоженной набережной. Из него не хотелось уезжать, настолько там было славно и уютно. Мое почтение и уважение жителям города и администрации. Лучший город за последние мои поездки по стране. Сортавала — это волшебное место нереальной красоты. Сам городок — деревянный, с запутанными улицами, на которых Гугл терялся и путался в показаниях. Но здесь самое главное – озеро фантастической красоты.

Наш хозяин Виктор провез нас на лодке по всем шхерам в часы заката, и это было волшебное зрелище. Облака, освещенным заходящим солнцем, туман, стелящийся по лесам, скалы, заросшие разноцветным мхом, чайки, стремительно бросающиеся в воду за добычей. И замечательное общение с умным, начитанным человеком, который любит свой край, гордится тем местом, где живет и рад, когда эта красота нравится гостям. И я подумала, что именно на таких людях держится страна – уверенный, крепкий, спокойный человек, который делает свое дело. Он не жаловался на трудности жизни, не высказывал претензии, не ругал и не возмущался никем. Ему это просто не нужно, как он сказал в какой-то момент «надо делать хорошо свое дело, вот и все». Он просто просил рассказать об этом месте как можно больше, чтобы у них было много гостей. И мне захотелось сильно-сильно, чтобы таких людей было как можно больше.

День 5. Сортавала — Шлиссельбург 380 км

Рано утром мы заехали еще на один водопад, только уже малоизвестный, Белые мосты. Проселочная дорога была жуткая – пришлось даже поднимать машину на «горный уровень». Сам водопад дикий, здесь нет касс или экскурсоводов, но зато много кайфа, комаров и он гораздо выше и симпатичнее Кивача. Мы ехали на Шлисельбург, я давно мечтала посмотреть крепость, ведь столько о ней читала. Навигатор вывел снова на кошмарную дорогу, в поисках лучшего пути Гугл не способен оценивать тот ужас, по которому приходится ехать. Мой Порше сдался и теперь безропотно пыхтит и бодро прыгает по колдобинам. На трассе нет ни заправок, ни кофе, так что поездка получается, как для «суровых челябинских металлургов» — они такие суровые, что не заправляют свои машины и сами не едят, а только молча едут и сурово любуются красотами. Зато в одном месте выехали к песчаному берегу Ладоги с огромными валунами – невероятно красиво. Так и добрались до славного города Шлиссельбурга. Хотя мне кажется, что его слава – это дело прошлое.

Сейчас это город, который производит довольно печальное впечатление – полуразрушенные заброшенные здания, обветшалые заскорузлые пятиэтажки, недостроенные здания в парке, запущенный и заросший ряской Староладожский канал, разбитые тротуары и «рублевский квартал» с новыми домами. Очень напомнило Индию, где шикарный дом махараджи может стоять рядом с развалившейся хижиной бедняка. Так и здесь, все смешалось, без цели и смысла. Особенность этого города, которую мы все дружно отметили, это количество нецензурной лексики, которая неслась со всех сторон. Историческая крепость разрушена, ее только начали восстанавливать и поэтому смотрится по-сиротски. Я столько читала об этом месте, но не ожидала, что знаменитая Шлиссельбургская крепость – это просто невысокие развалины на небольшом острове. Это первый город, в котором мне было некомфортно ходить вечером по улицам.

Зато, какое красивое место, чумовые закаты, какая история! Надежда на то, что, может быть, когда-нибудь мы перестанем вбухивать деньги в малопонятные великие мероприятия, строить в бешеном темпе «сооружения одного дня» под очередной праздник века и начнем приводить порядок то, что имеем. Иначе, сложно гордиться историей, когда она в таком состоянии. Хотя, я прекрасно понимаю, что, увы, не перестанем. Мы судорожно ищем национальную идею в «великом новострое», а она в больше степени заключается в уважении и сохранении того, что было создано предками. Одно другому не мешает, должно быть и то, и другое, но должен быть разумный баланс.

День 6. Шлиссельбург – Псков

Мы снова ехали по дикой дороге — Гугл старается облегчить нам жизнь и найти дорогу покороче. Добрый Гугл, он не знает, что такое проселочная дорога. В общем, я снова повеселилась от души. Но зато мы доехали до чудесного Пскова, который очаровал и порадовал. Сначала отель, который был восстановлен из старинных палат купцов Подзноевых — аккуратно и достойно восстановленное здание, славный дизайн без китча «а ля рюс». Порадовало все — рестораны, сервис, номера. Чудесная набережная города, восстановленный храм, открытый допоздна, сам город — чистый и ухоженный. Очень много людей на велосипедах и роликах катались по набережной, много симпатичных кафе и ресторанов. Порадовала то, как милая женщина у вокзала, отвечая на наш вопрос, с удовольствием рассказала, как и до чего добраться, что можно посмотреть. Добрый славный город Псков, в него хочется вернуться. И вообще вся Псковская область произвела хорошее впечатление.

Эпилог

Вот и завершилось наше первое путешествие по русскому северу. Первое потому, что мы уже замыслили второе. Мы проехали в итоге 3,700 км за 7 дней, побывав на Белом море, Онежском, Ладожском и множестве мелких озер. Впечатления разные – от восторга до разочарования и недоумения. В завершение несколько мыслей, может быть, они покажутся посторонними к описаниям путешествий и фотографиям, но они есть и мне хочется ими поделиться.

1. Навыки вождения, соблюдение правил дорожного движения водителей на дорогах ниже плинтуса. Я всегда думала, что у нас на редкость много ДТП, но теперь считаю, что при такой бездарной манере езды, их могло быть намного больше.
  2. Страна одна, законы одни, но правила все устанавливают разные, и при этом все ссылаются на законодательство. При заселении в отели правила были разные: копия одного паспорта, сканирование ВСЕХ страниц паспорта каждого из нас, заключение договора в двух экземплярах с каждым человеком, переписывание данных в гроссбух плюс сканирование паспорта, переписывание+ сканирование +договор.
  3. Страна одна, но российская действительность абсолютно разная, подчас даже в пределах одного района. Кострома – симпатична, Вологда ужасна, Петрозаводск замечателен, Псков прекрасен. Коттеджные гостевые дома на озерах тоже отличаются, база отдыха в заповеднике Кивач – жесть с жестяным сервисом, в Сортавале — прекрасные хозяева и отличный отдых. Видели деревни в ужасном состоянии и славные красивые деревни. Проезжали районы, поля в которых заросли сорняком борщевиком, и районы с чистыми полями и территорией, на которой нет сорняков. Дело не только в стране, законах и экономической ситуации в регионах. Они однозначно имеют значение. Но дело еще и в людях, тех, кто живет в каждом доме, деревне, городе, районе. Страна одна, а впечатления совершенно разные – от людей, гостиниц, ресторанов, еды, городов и деревень.

Может, нужно меньше заниматься геополитикой, все равно на нее мы сами мало влияем, а просто каждому заняться собственным домом, своей улицей и городом, делать свое дело хорошо? Я как-то услышала хорошие слова в песне: «Я пришел на эту Землю, чтобы делать хорошо». Может, стоит просто научиться любить себя и начать уважать свою землю. Она прекрасна − наша Родина. Только мы не везде умеем ценить это, пользоваться самим и показывать эту красоту миру. Нам есть что показывать, осталось только научиться делать это хорошо. И не так «как всегда», а «как надо».